План закупок росатом на 2018 год

Росатом перезагрузит систему закупок

План закупок росатом на 2018 год

За три дня работы форума его выставочную экспозицию посетило более двух тысяч участников. фото пресс-службы «Атомэкспо»

Законопроект, предусматривающий изменения в федеральный закон о закупках отдельными видами юридических лиц, находится на рассмотрении в Госдуме и, по мнению ряда парламентариев, вскоре будет принят.

Каких перемен в связи с этим ждут российские поставщики и заказчики, в частности Росатом — ведущее предприятие мировой атомной отрасли, некогда первым принявшее на себя ответственность за работу по 223-ФЗ? Каковы главные вызовы и тенденции в организации закупок в глобальных высокотехнологичных компаниях? Эти и другие темы обсудили на Форуме поставщиков атомной отрасли «Атомекс 2017», проходившем в Москве 14-16 ноября.

Генеральный директор Госкорпорации «Рос­атом» Алексей Лихачёв, открывая пленарную дискуссию, заявил о том, что своими успехами госкорпорация во многом обязана своим поставщикам, «а это 15 тысяч предприятий, которые участвуют в наших проектах». Между тем на сегодняшний день система закупок атомной отрасли признана многими российскими экспертами, в том числе Федеральной антимонопольной службой, наиболее прозрачной и открытой в России.

«Именно атомная отрасль стала для нашей страны не только локомотивом развития новых технологий, но и одним из первых лидеров, благодаря которым сформировались передовые, прозрачные и эффективные закупочные практики, которые следует распространить на деятельность иных заказчиков, работающих в рамках 223-ФЗ», — сообщил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян в ходе пленарной дискуссии.

В условиях абсолютной открытости

По мнению специалистов, созданная в Рос­атоме система позволяет не только бороться с коррупцией и повышать прозрачность закупочной деятельности, но и помогает более эффективно обеспечивать отрасль продукцией нужного качества и в требуемые сроки. Процедуры закупок Росатома строго регламентированы и автоматизированы, годовые планы закупок и информация о текущих закупках пуб­ликуются в открытых источниках, действует система обжалования решений.

Все открытые закупки на 99 процентов проводятся конкурентным способом с помощью электронных площадок. При этом на закрытом рынке внутри российской атомной отрасли осуществляются только те закупки, которые содержат государственную тайну или стратегические сведения о передовых разработках Росатома, обеспечивающих госкорпорации преимущества над зарубежными конкурентами.

Сегодня в портфеле Рос­атома на разном этапе реализации находятся проекты 42 энергоблоков АЭС, из которых 8 в России и 34 за рубежом в 12 странах мира. Порт­фель зарубежных заказов Росатома приблизился к 150 миллиардам долларов.

В 2012 году объём конкурентных закупок госкорпорации составлял 313 миллиардов рублей, в 2015 году этот показатель вырос до 622,4 миллиарда рублей, а на нынешний год запланировано проведение конкурентных закупок на сумму 766,3 миллиарда рублей.

С конца текущего года и до конца 2018 года Госкорпорация «Росатом» планирует осуществить свыше 40 тысяч конкурентных закупок продукции и услуг для своих проектов на общую сумму 1,1 триллиона рублей, сообщил директор по закупкам Росатома Роман Зимонас.

Из этой суммы объём закупок для международных проектов Росатома составит 604,1 миллиарда рублей, для объектов в РФ — 504,4 миллиарда рублей.

Из общей суммы 1,108 триллиона рублей 741,7 миллиарда пойдёт на закупку материалов и оборудования, 202,9 миллиарда рублей — на строительно-монтажные работы.

Новые горизонты

Приоритеты российских атомщиков всё больше смещаются на глобальный международный рынок. Кроме этого, взят курс на диверсификацию бизнеса, выпуск новой, неядерной, продукции.

Для решения этой задачи ведётся работа по оценке перспективных направлений для инвестирования, созданию условий для полного использования потенциала организаций отрасли, расширению как географического присутствия отраслевых продуктов, так и присутствия в различных рыночных сегментах.

Как сообщил первый заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу Росатома Кирилл Комаров, Росатом поставил перед собой в качестве стратегической задачи к 2030 году — не меньше 30 процентов выручки от новых продуктов.

«Цифры 2017 года будут около 21 процента», — пояснил Комаров на панельной сессии «Вектор развития Госкорпорации «Росатом» в рамках форума «Атомекс».

По итогам 2016 года доля выручки Росатома по новым продуктам составляла 17 процентов, или почти 191 миллиард рублей.

Новые направления и новые задачи, встающие перед госкорпорацией, свидетельствуют о том, что наступает время особых вызовов.

В условиях роста объёма зарубежных заказов главными вызовами становятся жёсткие требования международных договоров и специфика законодательства стран-партнёров. Перенастройки требует и внутренняя закупочная деятельность Росатома.

В госкорпорации, например, намерены менять для специалистов по закупкам ключевые показатели эффективности, ориентируя их на конечную прибыль проектов.

В отрасли открываются новые возможности для поставщиков, но при этом возрастает и уровень их ответственности.

«Теперь это не только коммерческая ответственность вас и Росатома, но и ответственность на межгосударственном уровне, поскольку все проекты сооружения АЭС за рубежом относятся к уровню взаимоотношений России и стран-партнёров», — заявил Кирилл Комаров, подчеркнув, что требования к поставщикам будут ужесточаться.

Кем пополнится «белый список» поставщиков?

Как примирить жёсткие требования 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и закупочных нормативов Росатома с условиями, которые диктуют зарубежные партнёры? Как максимально застраховаться от возможных срывов и сбоев? Ведь штраф за несвоевременный запуск атомной станции за рубежом может составлять 30 миллионов рублей в день. Это огромные риски, и Росатом не может позволить поставщикам невыполнение в сроки своих обязательств.

Одним из эффективных ключей к решению этих проб­лем, по мнению главы Рос­атома, является предварительный аудит, постоянное взаимодействие с поставщиками, благодаря чему можно будет получить от них твёрдое подтверждение уложиться в своей работе в срок и выполнить её качественно. «Необходима работа по выстраиванию «белого списка» поставщиков, обмен информацией об их возможностях и о наших требованиях, уровень которых будет повышаться по мере того, как будет возрастать уровень требований к нашим объектам», — пояснил Алексей Лихачёв.

Усовершенствовать систему закупок Рос­атома и дать импульс к развитию законодательной и нормативной базы закупочной деятельности в стране, по его мнению, также могли бы такие меры, как учёт требований заказчиков при реализации международных проектов, максимальная типизация продукции, более жёсткая работа с недобросовестными поставщиками и выведение из-под действия 223-ФЗ внутрикорпоративных закупок.

Напомним, что принятие правительственных поправок к закону о закупках ожидают в ближайшее время.

Член Комитета Госдумы по финансовому рынку, координатор проекта ОНФ «ЗА честные закупки» Антон Гетта заявил о том, что данный законопроект будет принят до конца текущего года.

При этом в силу закон вступит лишь в январе 2019 года, а значит, на протяжении всего следующего года замечания и поправки экспертного сообщества можно будет обсуждать на площадке совета фракции в Госдуме, отметил парламентарий.  

Источник: https://www.pnp.ru/economics/rosatom-perezagruzit-sistemu-zakupok.html

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

План закупок росатом на 2018 год

Статья актуальна на 1 июля 2019

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков. 
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках. 

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,  

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. 

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. 

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. 

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. 

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке. 

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики, 
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. 

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью: 

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках.  С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. 

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. 

Способы проведения закупок 

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Это основание для планов-графиков.Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
В описании каждой закупки есть:
  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.
В описании каждой закупки есть:
  • Название, номер, требования к товарам и участникам, 
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете.Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.   Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.  Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.С 1 июля 2019 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика.Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. 
В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.  

Все госзакупки нормируются.

Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. 

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. 

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1142-44-fz-1

Закупки «Росатом» по единому стандарту в 2019 году

План закупок росатом на 2018 год

Закупки ГК «Росатом» проходят в соответствии с единым отраслевым стандартом. Как стать поставщиком госкорпорации, какие процедуры она проводит, расскажем в материале.

Какие закупки проводит «Росатом»

Корпорация работает в области атомной энергетики, проектирования и сооружения АЭС, энергетического машиностроения.

Госкорпорация проводит закупки по 44-ФЗ за счет средств из федерального бюджета, а также по 223-ФЗ за счет собственных средств.

Проведение госзакупок регламентировано Законом о контрактной системе, тогда как процедуры по Закону о закупках отдельными видами юрлиц корпорация проводит согласно положению о закупках «Росатом». Оно размещено в ЕИС, а также на сайте компании.

Чтобы понять, какие типы процедур чаще всего проводит корпорация, заглянем в план закупочной деятельности компании на 2019 год. Он размещен в ЕИС, в разделе «Планирование» — «Планы закупок по 223-ФЗ». В плане фигурируют не только закупки, непосредственно связанные с атомной энергией, но и другие, например, закупки:

  • услуг по проведению семинаров, форумов, круглых столов;
  • услуг по выпуску информационных бюллетеней;
  • услуг по разработке нормативных документов и правил безопасности;
  • услуг по проведению рыночной оценки имущества;
  • страхования;
  • аудиторских и юридических услуг;
  • услуг по обеспечению защиты информации и др.

Единый отраслевой стандарт закупок госкорпорации «Росатом» с приложениями

Это аналог положения о закупках. Документ регламентирует закупочную деятельность корпорации. Найти его можно на сайте zakupki.rosatom.ru в разделе «Документы» — «Нормативные документы по закупочной деятельности атомной отрасли». Он содержит:

  • принципы закупок «Росатома»;
  • функции и полномочия корпорации;
  • особенности формирования планов закупок, их корректировка;
  • возможные способы закупок, в том числе конкурентные и неконкурентные;
  • процедура подготовки к торгам;
  • требования к продукции и условиям договора;
  • нюансы проведения закупочных процедур: размещения сведений в интернете, предоставления документации, отбора заявок и выбора победителя;
  • определение обеспечения заявки на участие в закупке.

Также в едином стандарте закупок «Росатома» можно найти типичные условия договора, последствия уклонения участника от его заключения, порядок обжалования и ответственность сторон.

В приложениях к единому стандарту можно найти:

  • положение о закупочной комиссии;
  • методику расчета НМЦ договора;
  • типы заказчиков;
  • аукционный перечень;
  • требования к поставщикам и критерии оценки;
  • особенности проведения конкурентных и неконкурентных закупок;
  • требования к банкам-гарантам и т.д.

К примеру, приложение 9 единого отраслевого стандарта закупок госкорпорации — это список ТРУ, которые нужно закупать путем аукциона или редукциона. А в приложении 10 содержится методика оценки заявок.

Единый отраслевой стандарт закупок «Росатом»: поправки 2019

В июне 2018 года корпорация внесла изменения в Единый отраслевой стандарт закупок. Они связаны с вступлением в силу 1 июля 2018 года поправок в Закон № 223-ФЗ. Кроме того, правки были внесены в феврале 2019 года.

В частности, в Законе о закупках отдельными видами юрлиц с последними изменениями говорится, что требовать обеспечение заявки заказчики могут, если начальная цена договора превышает 5 млн руб. Его размер не может превышать 5% от начальной цены (п. 4 ст. 3 Закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ). Об этом упомянуто в ст. 5.2.3 Единого стандарта «Росатома».

При проведении конкурса с НМЦ свыше 20 млн руб. с НДС или других конкурентных способов закупок с НМЦ свыше 10 млн руб. с НДС заказчик устанавливает требование о представлении обеспечения заявки на участие в закупке.

При проведении иных закупок с НМЦ свыше 5 млн руб. с НДС требование о представлении участником обеспечения заявки на участие в закупке устанавливается по решению заказчика. Обеспечение устанавливается в размере от 0,5 % до 5% НМЦ.

Формы обеспечения смотрите в приложении № 12 к единому стандарту.

Кроме того, по новым требованиям, заказчики должны перечислить в своих положениях все виды конкурентных процедур, а также указать случаи использования неконкурентных способов закупок. В ст. 4.2.1 единого стандарта «Росатома» перечислены следующие конкурентные процедуры:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • редукцион;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок.

Основания проведения неконкурентной закупки установлены в ст. 4.2.2 единого стандарта. В частности, у едпоставщика «Росатом» проводит малые закупки:

  • закупки, стоимостью до 1 млн руб. — для любых видов продукции;
  • закупка ГСМ для обеспечения административно-хозяйственной деятельности заказчика общей стоимостью до 5 млн руб. в год;
  • закупка продуктов питания для обеспечения рабочего питания в организациях, предприятиях и учреждениях атомной отрасли, продовольственного обеспечения специализированных медицинских учреждений и организаций атомной отрасли общей стоимостью до 3 млн руб.

Также корпорация проводит неконкурентными способами упрощенные закупки и прямые закупки. В частности, основаниями для прямой закупки у единственного поставщика являются:

  • заключение договора на оказание услуг, связанных с использованием сетевой инфраструктуры;
  • заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком;
  • заключение договора на оказание финансовых услуг;
  • закупка продукции, включенной в перечень специальных товаров, работ и услуг для нужд атомной отрасли и т.д.

Также в 2018 году были установлены новые требования извещения по 223-ФЗ. Оно должно включать сведения о начальной цене договора, формулу цены или стоимость единицы товара, работы, услуги и максимальное значение стоимости договора. Кроме того, в извещении нужно прописывать адрес ЭТП, где проводится закупка (ч. 9 ст. 4 № 223-ФЗ).

Информация, которая должна быть включена в извещение о закупках «Росатома», указана в приложении 15 с Единому стандарту:

  • способ закупки в соответствии со стандартом;
  • основание выбора способа закупки по единому отраслевому стандарту;
  • наименование заказчика, его адрес, ФИО должностного лица и контактная информация;
  • предмет договора;
  • состав, объем и количество товаров, работ, услуг или ссылка на соответствующее приложение к договору;
  • срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • место исполнения условий контракта;
  • НМЦ со всеми расходами и указанием на НДС;
  • коды товаров, работ, услуг в соответствии с классификаторами ОКВЭД 2, ОКПД 2;
  • срок, место и порядок предоставления документации о закупке, информация об обеспечении;
  • адрес центрального арбитражного комитета госкорпорации «Росатом» для направления жалоб;
  • список приложений (проект договора, техзадание и т.д.).

В 2018 году в своем стандарте госкорпорация прописала, когда закупки могут проводить в бумажной форме:

  • в извещении или документации о закупке есть сведения, составляющие государственную тайну;
  • есть разрешение генерального директора корпорации;
  • проводится закупка по выбору субподрядчиков в рамках исполнения обязательств заказчиков по договорам с контрагентами, не являющимися организациями атомной отрасли;
  • договор исполняется на территории иностранного государства; проводится закрытая закупка.

Был дополнен пункт 10.3 раздела 1. Теперь срок проведения всех переторжек может быть увеличен на количество дней подтвержденных сбоев в работе информационных систем.

Торговая площадка закупок «Росатом»

Перечень ЭТП для закупок «Росатома» смотрите в приказе от 04.02.2016г. №1/83-П. В список входят:

Закупки по 44-ФЗ для атомной отрасли проводятся в силу требований закона на единой электронной торговой площадке.

Как стать поставщиком «Росатома»

Чтобы не пропустить новые закупки корпорации, можно мониторить сайт и искать торги по наименованию заказчика в ЕИС, а также бесплатно подписаться на новые закупки на сайте «Росатома» или на ЭТП. Рекомендуем заранее получить электронную цифровую подпись, а также получить аккредитацию на ЭТП.

Для участия в госзакупках необходимо зарегистрироваться в ЕИС и попасть в реестр поставщиков. Комиссия отбирает участников в соответствии со стандартом закупок «Росатом»:

  • сначала отсеиваются заявки, которые не соответствуют требованиям к оформлению, участнику, продукции, условиям договора;
  • далее заявки анализируют по заранее установленным критериям;
  • следом идет переторжка — участники могут предложить более низкую цену, чем указывали ранее;
  • только после этого выбирают лучшую заявку.

Если малое или среднее предприятие хочет принять участие в закупках корпорации, рекомендуем ознакомиться со списком ТРУ, которые «Росатом» закупает у субъектов МСП.

Также советуем пройти интерактивную программу «Как стать поставщиком атомной отрасли» в разделе «Новым поставщикам» на сайте закупок «Росатома».

Закупки «Росатом»: проверка организации

В атомной отрасли есть свой реестр недобросовестных поставщиков. Он размещен на сайте закупок «Росатома». Чтобы найти РНП, перейдите в раздел «Закупки» — «Реестр недобросовестных поставщиков атомной отрасли». Откройте форму поиска и введите информацию об организации:

  • наименование;
  • ИНН;
  • ОГРН/ОГРНИП;
  • адрес;
  • предмет договора.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103188-qqq-19-m3-zakupki-rosatom

Юридиада
Добавить комментарий