Взыскание штрафа и пени одновременно 44 фз судебная практика

Взыскание штрафа и пени одновременно 44 фз судебная практика

Взыскание штрафа и пени одновременно 44 фз судебная практика

Закона № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.

Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Следовательно, обязательства сторон по контракту, за неисполнение или ненадлежащее которых у сторон возникает право и ответственность, необходимо предусмотреть в условиях контракта.

Как правило, такие обязательства в контракте устанавливаются в правах и обязанностях сторон.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (ч. 7 ст.

34 Закона N 44-ФЗ), тогда как штрафы устанавливаются контрактом в виде фиксированной суммы и начисляются за нарушения обязательств, не связанные с просрочкой исполнения (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, смотрите также Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.11.

2013 N 1063).

Конкретный перечень нарушений, за которые контрактом может предусматриваться ответственность в виде штрафа, нормативными актами не предусмотрен, поэтому вопрос о наличии оснований для предъявления к контрагенту требований об уплате штрафа должен решаться исходя из условий контракта и существа допущенного нарушения.
Как видно из приведенных норм, такими основаниями могут быть любые нарушения, кроме просрочки исполнения.

Организация является исполнителем по контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Контракт исполнен. Ряд этапов выполнения работ по контракту были произведены с просрочкой.

Внимание Контракт предусматривал штраф за несвоевременную сдачу этапа работы и пени за каждый день просрочки выполнения работ по этапу. Можно ли взыскать сейчас по гражданско-правовому договору договорную неустойку в виде штрафа (10% от цены этапа) и пени (1/300 ключевой ставки) одновременно за одно и то же нарушение — просрочку сдачи этапа работ?

Любое обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями этого обязательства (ст.

309 ГК РФ).

Взыскание штрафа и пени одновременно 44 фз судебная практика по гражданским делам

Тем не менее в рассматриваемом случае неустойка установлена в качестве формы ответственности подрядчика по договору, заключенному в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.

А, как уже отмечалось выше, положения гражданского законодательства и, соответственно, разъяснения, касающиеся применения таких положений, могут применяться к отношениям сторон только в том случае, если в законодательстве о контрактной системе отсутствуют специальные положения на этот счет.

Согласно же ч. 6 ст.

34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также — контрагент) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Взыскание штрафа и пени одновременно 44 фз судебная практика по уголовным делам

Исполнение подрядчиком договора подряда, в том числе контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предполагает выполнение предусмотренных договором работ и сдачу их результата заказчику (п.п. 1, 2 ст. 307, ст. 702, п. 1 ст. 760, ст. 763 ГК РФ).

При этом работы должны быть выполнены в срок, предусмотренный контрактом.
По общему правилу подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (п. 1 ст. 314, п. 1 ст. 708 ГК РФ). По смыслу п. 1 ст. 330 ГК РФ, ч. 7 ст.

34 Закона N 44-ФЗ применительно к договору подряда под просрочкой исполнения следует понимать невыполнение работ в срок, установленный договором.

Учитывая же, что исполнение включает в себя не только само по себе выполнение работы, но и передачу ее результатов заказчику, нарушение сроков передачи, на наш взгляд, также следует считать просрочкой исполнения.

Взыскание штрафа и пени одновременно 44-фз судебная практика

Это относится и к исполнению обязательств, основанных на контрактах, заключенных в соот­ветствии с Законом № 44-ФЗ (об этом говорится в ч. 1 ст. 2 этого закона). Указанный закон основан в том числе и на нормах Гражданского кодекса РФ.

Поэтому ко всем договорам (контрактам), заключаемым заказчиками, руководствующимися Законом № 44-ФЗ, при­меняются нормы Гражданского кодекса РФ, если самим этим законом не предусмотрено иное.

Согласно ч. 6 ст.

34 Закона № 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее также — контрагент) обязательств (в том числе гаран­тийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Взыскание штрафа и пени с заказчика одновременно 44-фз судебная практика

ГК РФ).

Обратите внимание! Снизить размер неустойки по 44-ФЗ может только суд, но не по собственной инициативе, а только по заявлению подрядчика. Вы можете заявить о необходимости снижения неустойки как в отзыве на исковое заявление, так и подготовить отдельное письмо в суд с такой просьбой.

Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 24.03.2016 года № 7 указал, что несоразмерность и необоснованность выгоды может выражаться в частности в том, что возможный убыток «пострадавшей стороны» от ненадлежащего исполнения условий договора будет значительно ниже неустойки, которую взыскивают.

Обратите внимание! При наличии вины заказчика в просрочке подрядчика (неосторожность или недобросовестное поведение) суд может снизить размер неустойки по ст.

Источник: http://dvokatpro.su/vzyskanie-shtrafa-i-peni-odnovremenno-44-fz-sudebnaya-praktika/

Просрока поставки 44 фз одновлеменно штраф и пени

Взыскание штрафа и пени одновременно 44 фз судебная практика

А можно дурацкий вопрос? (точнее уже два:)). Если сумма контракта в процессе исполнения неоднократно менялась (в нашем случае уменьшалась), то какая сумма контракта применяется при рассчёте пени, та что была на момент поставки товара с просрочкой или та сумма которая была на дату выставления претензии?

Одновременное взимание штрафа и пени не противоречит закону Законодатель связывает уплату неустойки с самим фактом правонарушения. Поэтому неустойка взыскивается независимо от наличия ущерба от правонарушения, за которое установлена неустойка. Кредитор может требовать взыскания неустойки, не доказывая факта и размера понесенных им убытков (см.

Стороны смогут штрафовать друг друга за каждый факт нарушения условий контракта. Ранее этот вопрос решался в судах, и судебная практика была не однозначной, так как вопрос «сколько раз можно штрафовать поставщика по одному контракту» не был законодательно урегулирован.

По новым правилам, общая сумма штрафов не может быть выше цены заключенного контракта.

Штрафы и пени для поставщиков по 44‑фз

Поставщик не исполнил обязательств по замене товара ненадлежащего качества. Претензией установлен конкретный срок доппоставки товаров надлежащего качества.
Однако нарушения, допущенные подрядчиком при исполнении обязательств по контракту, могут не ограничиваться просрочкой выполнения работ.

Так, например, работы могут быть или выполнены не в полном объеме, или не выполнены вовсе, или выполнены, но с ненадлежащим качеством.

При таких обстоятельствах взимание с контрагента как пеней, так и штрафа, является обоснованным, поскольку эти меры ответственности применяются за различные правонарушения.

Согласно пункту 1 статьи 527 Гражданского кодекса государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.В моменты, когда стороны сталкиваются с проблемами в исполнении договоров, каждая из них стремится максимально защитить свой собственный интерес. Любые отношения между физическими или юридическими лицами, предполагающие финансовые расчеты, регулируются путем заключения договора. Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Гражданское право Возможно ли одновременное взыскание договорной неустойки за просрочку поставки товара и договорного штрафа за отказ от поставки товара?

Начисление штрафа и пени одновременно

Ребята, спасибо Вам большое! Очень нужный и удобный калькулятор. Но причем здесь 223-ФЗ?: «Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта по 223-ФЗ и 44-ФЗ».

И подскажите пожалуйста, в контракте с поэтапным исполнением значение ДК берем от срока этапа или всего контракта?Любое обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями (ст. 309 ГК РФ).

Это относится и к исполнению обязательств, устанавливаемых контрактами, заключенными в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ).

Указанный Закон основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона).

Исключительная неустойка по сути является случаем ограничения размера ответственности (когда, например, транспортная организация за непредставление перевозочных средств уплачивает только штраф и не возмещает убытки, понесенные грузоотправителем) и в силу этого имеет исключительный характер. Штрафная неустойка, взыскиваемая наряду с убытками, напротив, расширяет его и потому тоже должна составлять исключение.

В соответствии с гражданским законодательством поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами гражданского законодательства.

Ссылаясь на то, что ответчик не исполняет должным образом условия договоров аренды в части внесения арендной платы по договору N 08/96 — за октябрь 2009 года, по договору N 09/180 — за ноябрь, декабрь 2009 года и январь 2010 года, в связи с чем образовалась задолженность в общей сумме 60 236 рублей, истец обратился в арбитражный суд. Уточнив заявленные требования в связи с оплатой ответчиком суммы задолженности, истец просит взыскать с должника пени и штраф в общем размере 61 725 рублей 61 копейка.

В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (пеней, штрафов).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком обязательств.

Схема распространенная: товар поставляется партиями, каждая партия оплачивается в течение, условно говоря, 30 дней с момента получения.

Конкретный перечень нарушений, за которые контрактом может предусматриваться ответственность в виде штрафа, нормативными актами не предусмотрен, поэтому вопрос о наличии оснований для предъявления к контрагенту требований об уплате штрафа должен решаться исходя из условий контракта и существа допущенного нарушения.

Взыскание по договору одновременно штрафа и пени

Вопрос, если контракт заключался 25 сентября 2017 на старых условиях, можем ли мы требовать расчета пени по новым правилам?
Конкретный размер штрафа заказчик обязательно должен указать в проекте контракта, который направляет победителю по итогам проведения закупки.

С 1 января 2016 года в расчётах неустойки по просрочке срока исполнения контракта вместо ставки рефинансирования начала действовать ключевая ставка.

Мы поставили товар, а наш контрагент задерживает оплату.

Договором за просрочку платежа предусмотрены два вида санкций: штраф в размере 1% от общей суммы договора поставки и пени в размере 0,1% от суммы задолженности за каждую неделю просрочки.

Неустойка и штраф одновременно за нарушение сроков выполнения работ

А доблестная апелляция изменяет решение. Мотивирует тем, что это два вида ответственности за одно и то же нарушение, ссылаясь при этом аж на ст. 10 ГК РФ (вероятно, истец не должен был злоупотреблять правом, договором предусмотренным).

При этом в части взыскания пени решение остается в силе, а в части взыскания штрафа за непогашение всего долга к концу года — отменено.
Прошу не удалять этот калькулятор с сайта. У нас много контрактов по которым пеню необходимо считать по старому законодательству.

Многолетние контракты 2015-2016 гг. калькулятор еще пока актуален и очень помогает.

На сегодняшний день практически все физические и юридические лица раздают или берут различные займы, но при этом далеко не все понимают, как их правильно выплачивать и чем может обернуться даже незначительная просрочка имеющегося долга.

Согласно пункту 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.

Одновременно пеня и штраф практика

За нарушение 30-дневного срока оплаты каждой партии — пеня (0,2% за день). За непогашение всей задолженности к окончанию срока действия договора -штраф (10% от суммы оставшейся задолженности).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств.

Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, что законодательство о контрактной системе отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства. Следовательно, за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, может быть взысканы как пени, так и штрафы.

Таким образом, можно сделать выводы: с одной стороны, правила стали более понятными, а с другой стороны, по-прежнему поставщикам можно и нужно будет обращаться в суд с целью снижения начисленных штрафов и пени — особенно если их размер будет приближаться к цене заключенного контракта.
Но сейчас перед нами встал вопрос: а каковы шансы одновременно взыскать и штраф, и пени? Не встанет ли суд на позицию, что это два наказания за одно и то же правонарушение, а значит выбирать нужно что-то одно?

Наконец-то ответственность за просрочку выполнения своих обязательств исполнителей контрактов приравняли к ответственности заказчика.

Однако законодатель опять не учел в начисления пени этапы исполнения контрактов (если они предусмотрены), как это сделано при расчете размера штрафов.

Напомним, ранее по правилам 1063-ПП с учетом коэффициентов размер ответственности поставщика мог превышать размер ответственности заказчика за один и тот же срок более чем в 8 раз.

И снизить размер начисленных заказчиком пени до 1/300 учетной ставки ЦБ РФ можно было только в судебном порядке. По контрактам, заключенным с 09.09.2017 г. при расчете пеней для поставщиков нет необходимости применять специальную формулу.
Или мы можем применить только штраф или только пеню? А пеня и штраф одновременно невозможны? Штраф и пеня не исключают друг друга.

Источник: http://diparma.ru/nedvizhimost/2741-prosroka-postavki-44-fz-odnovlemenno-shtraf-i-peni.html

Правовые позиции Верховного Суда РФ по закупочным спорам

Взыскание штрафа и пени одновременно 44 фз судебная практика

В конце июня 2017 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту ‒ Обзор).

Верховным Судом РФ изучены вопросы, поступившие из судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также подготовленные судами обобщения судебной практики, которые связаны с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в том числе при заключении, изменении, расторжении государственных и муниципальных контрактов, их исполнении и ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение.

В данной статье расскажем об основных позициях Верховного Суда, изложенных в указанном Обзоре, наиболее часто встречающихся в сфере закупок.

В один лот могут быть объединены не любые товары, работы и услуги, а лишь технологически и функционально взаимосвязанные между собой

При проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг (п. 3 Обзора).

Поэтому заказчик не вправе объединить в один лот работы по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ.

Такое объединение повлечёт необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Отметим, что отсутствие проектной документации в полном объёме в составе документации о торгах на строительство объекта означает, что заказчик не установил требований к качеству, техническим характеристикам, безопасности, результатам работ, что является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе.

Обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта

В Обзоре отдельное внимание уделено вопросам обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов, а также обеспечению исполнения государственного или муниципального контракта. Так, в п.

 25 Обзора указано, что представление банковской гарантии, которая не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, может рассматриваться в качестве основания для признания победившей на торгах организации, уклонившейся от заключения контракта.

В Обзоре рассматривается конкретное судебное дело, согласно которому общество обратилось в арбитражный суд для признания незаконным протокола Федерального агентства (заказчика) о признании данного общества, победившего в конкурсе, уклонившимся от заключения государственного контракта.

Арбитражные суды отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку было установлено, что условия гарантии, которая была предоставлена обществом, не соответствовали установленным требованиям. Так, в гарантии не были приведены указания конкретной денежной суммы, которая должна была быть выплачена гарантом заказчику.

Кроме того, отсутствовал расчёт суммы, включаемой в требование по банковской гарантии, хотя он должен был присутствовать в перечне документов, указанных в гарантии.

В ч. 6 ст. 45, ч. 3 и 5 ст.

 96 Закона о контрактной системе подчеркивается, что неисполнение данных требований может являться  основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, а участник, который предоставил банковскую гарантию, оформленную с нарушением, может быть признан уклонившимся от контракта. На основании законодательных норм Верховный Суд сделал следующий вывод: если победитель торгов предоставляет банковскую гарантию, не соответствующую предъявляемым к ней требованиям, то он считается уклонившимся от заключения государственного контракта.

О возможности возвращения заказчиком денежных средств исполнителя, внесённых последним в качестве обеспечения надлежащего исполнения контракта

Согласно п. 28 Обзора денежные средства, внесённые исполнителем в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежат возврату заказчиком в случае надлежащего исполнения обязательств по контракту или, если это предусмотрено контрактом, по истечении гарантийного срока. При этом правовой режим данных денежных средств определяется в соответствии с нормами ГК РФ об обеспечительном платеже.

В Обзоре рассмотрено судебное дело, по материалам которого организация предъявила исковое заявление к муниципальному заказчику с требованием о возврате средств, внесённых в качестве обеспечения исполнения контракта.

Суд указал, что в Законе о контрактной системе не содержится прямого указания на обязательность возврата средств, выступающих в качестве обеспечения. Однако в ч. 1 ст.

2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае отсутствия прямого регулирования  взаимоотношений обязательны к исполнению положения Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Так, в соответствии с положениями ГК РФ обеспечительный платёж может покрыть убытки или неустойку, возникшие в процессе недобросовестного исполнения контрактных обязательств.

Если же данные обстоятельства не наступают либо обеспеченное обязательство прекращается, то обеспечительный платёж подлежит возврату, если в соглашении сторон не предусмотрено иное.

При этом возврат осуществляется не позднее 30 календарных дней после прекращения обязательств исполнителя перед заказчиком.

Вместе с тем если не истекли гарантийные обязательства по контракту, то основания для возврата заказчиком обеспечительного платежа отсутствуют.

Следует отметить, что в случае исполнения контракта с просрочкой обеспечительный платёж удерживается заказчиком в размере, равном размеру имущественных требований заказчика к исполнителю, если иное не предусмотрено контрактом. Сумма денежных средств, превышающая указанный размер, образует на стороне заказчика неосновательное обогащение (п. 29 Обзора).

Поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в отсутствие государственного (муниципального) контракта

Согласно позиции Верховного суда  поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие контракта не порождает у исполнителя право требовать их оплаты.

Если подрядчик привлечён без соблюдения процедур, установленных Законом о контрактной системе, то это противоречит требованиям законодательства.

Суд отметил, что, выполняя работы (оказывая услуги) без контракта, организация не может не знать, что работы (услуги) выполняются в отсутствие обязательства.

Следовательно, не подлежит взысканию плата за фактически выполненные работы (оказанные услуги) при отсутствии заключённого государственного или муниципального контракта.

Необходимо ли платить неустойку в отсутствие такого условия в контракте?

В Обзоре  рассмотрен вопрос об ответственности за нарушение государственного или муниципального контракта. В частности, п. 34 Обзора посвящён вопросу уплаты неустоек вследствие нарушения контрактных обязательств. Подчёркивается, что кредитор вправе потребовать уплаты законной неустойки, вне зависимости от того, прописана ли обязанность её уплаты в соглашении сторон.

Это решение основывается на законности неустойки в соответствии со ст. 34 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ № 1063. Так, в ч. 5 и ч. 8 ст.

 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что размер штрафа, который может быть взыскан за ненадлежащее исполнение своих обязательств как подрядчиком, так и заказчиком, установлен в контракте в виде фиксированной суммы. Размер данной суммы определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Все нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы начисления штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств, находятся в открытом доступе, что делает возможным и даже необходимым ознакомление с ними всех сторон, участвующих в государственных или муниципальных закупках.

В п. 35 Обзора сделан вывод о том, что условие государственного или муниципального контракта об уплате заказчиком или исполнителем неустойки, превышающей размер, установленный Законом № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 1063, не противоречит действующему законодательству.

Такая позиция основывается на судебной практике, а в качестве примера приводится дело, в котором организация, являющаяся подрядчиком работ по капитальному ремонту здания, просрочила выполнение работ, после чего получила от заказчика претензию с требованием уплаты неустойки.

При этом в контракте было прописано, что за каждый день просрочки начисляются пени в размере 1%.

Однако общество, выступавшее подрядчиком работ, обратилось в арбитражный суд, так как было убеждено в том, что размер пеней превышает размер, установленный Постановлением Правительства РФ № 1063 и Законом № 44-ФЗ.

Суд первой инстанции требования общества удовлетворил, но в апелляционной инстанции это решение было отменено.

В свою очередь, судом округа было поддержано решение суда первой инстанции, но Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ решение окружного суда отменила, указав, что размер неустойки может быть увеличен в том случае, если закон не запрещает это увеличение.

Верховный Суд РФ свой вывод мотивировал ст. 332 ГК РФ, предусматривающей, что  размер пеней может быть увеличен соглашением сторон. И Закон № 44-ФЗ, и Постановление Правительства РФ № 1063 предусматривают только нижний предел ответственности подрядчика за ненадлежащее выполнение обязательств в виде пеней.

Таким образом, в аналогичных спорах надо учитывать, что организации могут в соглашении сторон устанавливать различные размеры пеней. Но это не означает, что заказчики могут назначать их произвольно.

Так, если просрочка выполнения работ не является значительной, а сумма пеней чрезмерно высокой, то суды принимают решение о снижении размера пеней, защищая таким образом интересы подрядчиков.

В любом случае неустойка должна быть соразмерна последствиям, возникшим в результате нарушения сторонами контракта своих обязательств. 

Допустимо ли взыскание штрафа за каждый случай нарушения?

В Обзоре  выделены особенности взыскания штрафа с подрядчика или исполнителя работ по государственному или муниципальному заказу в случае, если он допустил несколько нарушений обязательств по контракту.

Так, организация заключила госконтракт на оказание услуг по содержанию детских игровых площадок в летний период.

По истечении первого отчётного периода заказчиком были выявлены случаи нарушения обязательств обществом (в частности, территория в соответствии с графиком уборки не убиралась, твёрдые бытовые отходы не вывозились и др.

), что подтверждается актами приёма-сдачи оказанных услуг. В связи с этим общество в ответ на требование заказчика уплатило штраф.

Во втором отчётном периоде были также установлены случаи некачественного оказания услуг, заказчик вновь обратился с требованием о взыскании штрафа.

Общество уплатить штраф отказалось, ссылаясь на то, что в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами определения размера неустойки (утв. Постановлением Правительства РФ № 1063) штраф может быть взыскан лишь единожды, что уже было сделано заказчиком. Заказчик обратился в суд с требованием о взыскании штрафа.

Арбитражный суд первой инстанции, позицию которого поддержал суд апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленного требования отказал, посчитав, что штраф начисляется единожды за все факты ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Постановлением арбитражного суда округа решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции изменены, заявленные требования удовлетворены частично в связи с применением ст. 333 ГК РФ.

Суд отметил, что по смыслу ст. 330 ГК РФ неустойка в том числе направлена на стимулирование должника к надлежащему исполнению обязательства под угрозой наступления неблагоприятных материальных последствий.

Суды не учли обеспечительную функцию неустойки как инструмента правового воздействия на участников гражданского оборота, создав, таким образом, ситуацию, при которой нарушение должником принятых на себя обязательств фактически может не повлечь для него имущественных последствий, стимулирующих его в дальнейшем избегать подобных нарушений и исполнять обязательства надлежащим образом.

Поэтому в случае совершения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нескольких нарушений своих обязательств по государственному (муниципальному) контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения.

Источник: https://www.4dk.ru/news/d/20171117100000-pravovye-pozitsii-verkhovnogo-suda-rf-po-zakupochnym-sporam

Новые правила расчёта пеней и штрафов по государственным контрактам

Взыскание штрафа и пени одновременно 44 фз судебная практика

С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов».

Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок»Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст.

34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

Пени

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Пени рассчитывайте по следующей формуле:

Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).

В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств.

При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

Штрафы для заказчика

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Штрафы для поставщика

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
  • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
  • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
  • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
  • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
  • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта.

В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).

Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст.

93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.

10 2017 № 07–15/2017–189).

Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0».

Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0».

Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов.

Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр.

При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) — устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств.

Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки.

Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами.

Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.

2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1580

Юридиада
Добавить комментарий